Заключительным этапом нашего похода, после перевала Каракольский Западный был траверс перевал Труд 2А 4252 — вершина 50 лет Труду (Пенсия) 4342 — перевал 50 лет Октября 2Б 4218 .

Его мы запланировали еще в Сыктывкаре, хотя в нашей маршрутке после Каракольского был пер. 50 лет Октября и выход в Теплоключенку. Мы хотели его сделать по двум причинам: 1. Группа, идущая параллельно с нами поход III к.с. должна была идти перевал Труд, а мы должны были их через Труд перевести. Но нам нужна была 2Б в маршрут, а рядом как раз 50 лет Октября. Но обходить лень. 2. Хотелось разнообразия. Траверсы мы любим. Но как правило, они у нас получаются неожиданно и как в анекдоте — «у меня для вас 2 новости хорошая и плохая. хорошая — мы залезли на перевал. плохая — не на тот. наш перевал там, пойдем на него через вооон туу вершинку :)». Таким образом, нам надоели случайные траверсы и мы решили его запланировать! )

Путь от перевала Труд до перевала 50 лет Октября проходит через безымянную вершину. Группа, которая была на ней до нас дала ей название — 50 лет Труду, или Пенсия. Они ходили на нее с перевала 50 лет Октября 2 раза, в 2002 и 2003 году.

Утром 8 августа мы стояли на слиянии каких-то рек (видимо Кельтор), под ледником Кельтор Вост (Бригантина). С группой, шедшей поход III к.с. после завтрака мы разошлись. Они пошли вниз, а мы на Труд. По пути подъема к леднику встретили группу из Москвы. Ребята спустились со Скального Замка и шли на Солнце. Их поход был прогулочным, а они веселыми, довольными и с пивом.

Этот вид открывается после подъема на морену. Слева — 50 лет Октября, ледник крутизной 5 град, направо — к Труду.

Озеро перед ледником. Здесь мы остановились и одели кошки.

Вначале ледник открытый, и только на подходе к Труда начинается немного тропежка. Пока шли, уже решили, что ничего сложного в траверсе нет:

Подъем с ледника на перевал Труд (2А, 4252) занял минут 30-40. Перила не вешали, шли в кошках, но в основном по камням, поэтому кошки мешались.

На перевале пообедали. Было 15 часов, решили идти дальше. Но на перевале Труд вполне можно поставить палатку.

Траверс с перевала:

Подъем на Пенсию со стороны пер. Труд скальный, категория 1Б. Вешали одну веревку, промежуточные точки — на френдах/петли на камнях. В целом — все идется пешком или несложно лезется, непроходимых без снаряжения участков нет. Подъем занял где-то 1.5 часа.

Это место, где вешали перила (здесь есть куда лететь:):

Участок перед выходом к вершине. Ребята полезли в щель (посреди фотографии):

Я же поднялась выше (вправо, если смотреть по фото «участок перед выходом к вершине») и вышла на удобную полочку:

Это вершина:

Фото с вершины в сторону пер. Труд. Здесь практически не видно путь нашего подъема, но зато виден траверс на будущее 🙂

Спуск с Пенсии на 50 лет Октября снежно-ледовый, 1Б и описан здесь. Занял 25 минут. В этом году был глубокий снег. Берг не проглядывался, но прощупывался!

Заночевали на перевале. Сняли записку 2002 года. Когда ходила до тура на скалах, нашла спусковую петлю, посмотрела вниз и поняла почему сюда так редко ходят. Карниз впечатляет! И он меня настолько впечатлил, что я его во время спуска и с перевала так ни разу нормально и не сфотографировала. То рука в кадре, то камни летят, то еще что :))

Утро:

Там, на скалах, тур, а еще странные следы справа на снегу. Мы решили, что это был барс:

Спуск от тура, пользовались этим описанием. С тех пор ничего не изменилось. Фото сделано с тура, виден спуск с вершины и наш лагерь:

Спуск:

По пути спуска есть старые петли. Также есть мотявки, которые оставались в руке после легкого подергивания.

На спуск 5 веревок. Точками обозначены примерные места станций:

По мере удаления от перевала карниз становился все меньше и меньше.

От этого становилось все лучше и лучше. А когда перевал скрылся, то мозг уже начал допускать вероятность возвращения на этот перевал. Например, за новым траверсом 🙂

В этот же день, 9 августа, мы дошли до курорта Алтын-Арашан, поставили палатку на территории курорта. По пути спуска мы пропустили природный горячий источник, он находится выше этого водопада.

Но решили, что в следующий раз обязательно там остановимся. Местный чабан рассказал, что там не просто природный горячий источник, а еще и естественная ванна.

10 августа часть группы в составе 2-х человек сходила от курорта Алтын-Аращан до озера Ала-кель, остальная часть группы в это время отмывалась и отстирывалась. 11 августа пешком спустились до Теплоключенки, на автобусе уехали в Каракол, забрали вещи в Туркестане и уехали в Бостыри купаться и отъедаться.

Панорамы, снятые в эти дни:

Снято с ледника Бригантина:

Снято с перевала Труд:

Фото к этому посту лежат здесь.

Пост-«шапка» к сему рассказу, там можно найти другие материалы по походу.

2 responses to “Про поход. Часть 4. Терскей: перевал Труд — в. 50 лет Труду — перевал 50 лет Октября — Алтын-Арашан